Левиафан

Андрей Петрович Звягинцев в «Коммерсанте» опубликовал прекрасную статью о цензуре и госзаказе.

Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить. И вдруг появляются государственные мужи, которые начинают всех их учить и «лечить» заново. Кто же наградил их безупречной квалификацией сразу во всех видах человеческой деятельности? Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»?

Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику. Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа, потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется, просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику, порой обескураживающими ее, но всегда создающими то напряжение смыслов, которое и необходимо как вода в пустыне душе и разуму зрителя, читателя, слушателя.

Глядя на свободно струящееся тело произведения вольного ума, зритель видит, как в отражении, себя самого свободным и вольным, потому что, как известно, художник не может не петь песню, которая немотствует на устах его народа. Власти же вместо этого поощряют бездарную, унылую ложь о человеке, заполонившую экраны и телевизора, и кинотеатра. Отдаляют тем самым человека от самого себя, настоящего и сложного. Вот чем оборачивается их «госзаказ».

Ключевая черта, свидетельствующая о безнравственности нашей власти, в том и состоит, что она совершенно убеждена: деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им. Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши. Общие. Деньги, на которые они «заказывают» свои агитки, взяты у народа. А в народе живет такое огромное богатство мнений и желаний, что их никогда никакой власти не угадать. Как-то раз мне довелось дискутировать с господином Мединским вокруг той же темы, и меня удивило, с какой искренней убежденностью он верит в то, что это они дают нам деньги. То простое обстоятельство, что эти деньги такие же мои, как и его, ему просто не приходит в голову.

Блистательный и очень честный текст. Браво.

P.S. Тут лишь выдержки, статью надо читать полностью.

По теме

15 комментариев

  1. Лучше чем в Левиафане ни в одной статье не написать о монстре чиновничества. Это такие люди, которые и не знаю что являются слугами народа. Должны служить, но не господствовать.
    Цензура была всегда и везде, я считаю что она должна быть обязательно, но когда закрывают спектакль по просьбе религиозных фондов, а РФ по конституции светское государство, это точит ту самую конституцию. Когда один из глав кавказской республики заявляет что для него на первом месте законы ислама, на втором традиции, и уже потом только законы государства, я понимаю что конституция условна, как это было пятьдесят лет назад.
    Аргумент о том, что навели порядок и на международном поле встали с колен, уже не катит. Порядка нет, у полковников в квартирах находят миллиарды! Это порядок?
    Я надеюсь Андрей Петрович понимает что делает, но на деньги ФК, боюсь, ему больше рассчитывать не приходится.

    1. Ему деньги ФК уже и не нужны.) Любой европейский продюсер сочтет за честь.

      1. Ripper, вы же понимаете что это будет другое кино совершенно. Как с Жертвоприношением Тарковского может получится.
        Ещё раз, надеюсь что эта статья осознана. Ну и вы озвучили справедливую для нынешней страны мысль, но объективно нелепую. За вполне адекватную статью у нас могут отлучить, так сказать.

        1. >> Ripper, вы же понимаете что это будет другое кино совершенно. Как с Жертвоприношением Тарковского может получится.

          Да нет, это будет фильм Андрея Звягинцева. И это самое главное. Как и «Жертвоприношение» Тарковского. Шикарный фильм великого режиссера.

  2. Ripper, похоже вы не в теме, почитайте историю создания фильма. Ну и вообще сама мысль, что в нашей стране говорить правду может только подстраховавшийся на собственных достижениях режиссёр, имеющий возможность свалить из страны, и есть отражение действительности.

  3. Красивый слог с ясными мыслями в четкой последовательности принесло творческое наслаждение моей душе. Благодарю.

    Вообще народ является хаосом и творчеством, и по сути началом и концом всех процессов в стране. Всё богатсво и знания страны имеет начало в народе. И народ являет по сути собой взаимообмен мыслями/товарами/услугами.
    А власть является ограничением и дисциплиной. Целеполагание, направление ресурсов и программа для реализации проектов в осмысленном русле. Всё это государство с его силовым подходом. И конец начинается тогда, когда власть начинает думать, что она является источником всего вокруг, или когда народ ограничивает себя однотипными программами.

    Мне повезло столкнутся с Анархо- капитализмом, что помогло сложить недостающие паззлы в голове для понимания устройства государства и экономических процеесов. Ведь мейнстримовые экономические теории и социалисты всё-таки не могут объяснить многие явления и имеют элементы пропаганды/пробелы в своих выкладках.

    Для более детального понимания взаимотношения экономики и власти, советую посмотреть цикл лекции Павела Усанова (https://www.youtube.com/channel/UCmJzuCIYy_2fRdq3xHYxsOQ)б а именно Ретроспктива Экономической Мысли: https://www.youtube.com/watch?v=pxXWZq5Jezo&list=PL4_ovzXoeBNlefTNNJ9F8sho1mOpZfuHE.

  4. Я во многом согласен, но слишком уж много шлака льётся с экранов. Ну, ушла цензура, и где новые Тарковские, Данелия и Гайдаи? Кругом одни сарики и иже с ним. Настоящий художник он в любых условиях творить сможет, и так оно и было, творить никогда не было легко. Совсем другой вопрос, кто такой цензурой должен заниматься, понятно, что не наши бюрократы продажные.

    1. Прохожий, согласен. Тот же Гайдай после отмены цензуры снял несколько ширпотребов, которые было просто стыдно смотреть, учитывая имя режиссёра. Но вот сейчас… Звягинцева уже загнобили квасные патриоты- организации с госфинансированием и ментальностью инфузории- туфельки, за наши налоги, человек живёт за границей, и правильно делает. Дальше не буду продолжать, Вам и так всё понятно, я уверен в этом.

  5. Творчество напрямую не заинтересовано в деньгах или известности, в силу близости по природе к хаосу и безумию.
    Следовательно, задачи окружения и любых заинтересованных лицах и силах в поддержании и сохранении любых созидательных процессах.

    А вообще творчество расцветает в средах, находящихся дисбалансе,то есть или в благоприятных/стабильных условиях (близких к стагнаций, но комфортных) или в негативных/хаотичных ( жестоких и безумных). А всё, что между убивает на корню любые начинания. Мы сейчас находимся между.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *