Война умов

До экранов добрался художественный фильм «Кловерфилд, 10», снятый, как известно, в режиме тотальной секретности, что в нашу цифровую эпоху сродни настоящему профессиональному подвигу. Но дело, естественно, не в этом занятном контексте, а собственно в начинке, приготовленной кулинаром-дебютантом Дэном Трахтенбергом.

После ссоры с женихом Мишель (Мэри Элизабет Уинстед) садится в машину и уезжает, куда глаза глядет. По дороге она попадает в аварию, очнувшись, обнаруживая себя в подземном, обставленном с любовью бункере. Хозяин подземного укрытия Говард (артист артистыч Джон Гудман) сообщает девушке дурные вести: в результате атаки то ли заокеанских врагов, то ли пришельцев население США истреблено под корень. Говард, Мишель и молодой человек с закрытым переломом руки Эммет (Джон Галлахер-младший) — единственные, кому удалось выжить. Поверхность Земли заражена, воздух отравлен и находиться в невольном заточении троице придёться, как минимум, один-два года. У молодой особы возникают закономерные вопросы, поскольку совершенно очевидно, что Говард чего-то недоговаривает…

«Кловерфилд, 10» пример того, когда искреннее желание сделать качественно и красиво (во всех смыслах) вкупе с молодецким задором позволяет взявшемуся из ниоткуда дебютанту задать планку такого уровня, о которой не всегда помышляют и коллеги постарше. Трахтенберг лепит своё детище из нескольких пород глины, пород разных, на первый взгляд, диаметрально противоположных, но в их концептуальном и фундаментальном различии и кроется секрет успеха. Главное ведь пропорции и умение вовремя отсечь лишнее.

Несколько раз за фильм артисты Уинстед, Гудман и Галлахер-младший разыгрывают бергмановские мизансцены, мгновенно катапультирующие «Кловерфилд, 10» в разряд полноценных, всамделишных драм, где альфой и омегой всего и вся являются судьбы героев, а не творящаяся вокруг них фантасмагория. Финальная 20-минутка, тем не менее, напоминает зрителю о том, что он созерцает кровного родственника «Монстро» (в оригинале Cloverfield), со всеми вытекающими из констатации данного факта последствиями. Да, это настоящее сальто-мортале на глазах изумлённой публики, смена регистра и обнажённая стриптизёрша, выскочившая из праздничного торта одновременно. Словом, сюрприз, неожиданность, радикальное переосмысление сконструированной и обжитой до этого повествовательной парадигмы. При желании к этому можно придраться. Но отчего-то не хочется. Прежде всего потому, что 80% экранного времени картины — это пиршество вкуса и такта, работа по-настоящему любящих своё дело людей.

Трахтенберг увлечённо пестует герметизм своего первенца, заставляя зрителя не просто сопереживать главной героине, но и идентифицироваться с ней. Потому шок после встречи с неизвестным, после выхода за пределы охватывает не только Мишель, но и всех остальных вольных и невольных созерцателей этого интригующего действа. Что свидетельствует лишь об одном: режиссёр целиком и полностью захватил внимание оных. Для первой полнометражной работы — комплимент однозначный и безогоровочный.

P.S. Да, Джон Гудман! Можно пуститься в продолжительные рассуждения, а можно скромно констатировать: его Говард — одна из лучших ролей в карьере большого артиста.

По теме

16 комментариев

  1. Да, хорошая рецензия.
    Прошу прощенья за занудство, начал читать статью о фильме на Киномании, какого-то юноши, судя по фото, вчера из-за парты, не дочитал, просто и скучно, а фильм этого не заслужил)
    Станислав, а блог будет развиваться стандартно, как и другие, т.е. писать будете только о том, что вам по душе, или всё-таки формат сайта о кино планируется, т.е. новости, трейлеры и прочее?

    1. >> Станислав, а блог будет развиваться стандартно, как и другие, т.е. писать будете только о том, что вам по душе, или всё-таки формат сайта о кино планируется, т.е. новости, трейлеры и прочее?

      В первую очередь это, конечно, блог. Но никаких рамок и ограничений нет. Всё будет развиваться ровно так, как будет развиваться. Загадывать спустя пять дней после запуска не имеет смысла.

      1. Спасибо, понятно.
        Я не вполне в теме об именно таком сегменте, но мне было бы удобней, что ли, заходить на один ресурс за информацией, не исчерпывающей киноиндустрию, а именно штучные вещи, новости, кипы, подборки. Некий киноклуб даже, а не портал. Довольно узкий круг аудитории, это понятно, но с другой стороны, формат пока не освоен, ведь Киномания попсеет на глазах…

  2. Спасибо! Чертовски приятно вновь вас читать! Фильм отличный, рецензия тоже!

  3. На rottentomatoes тоже отличный рейтинг. Надо идти.

    Оффтоп: надеюсь, вёрстка будет подправлена — ужасно неудобно, когда так скочут размеры шрифта и пробелы между букв.

      1. gravatar.com в помощь. будет по мэйлу вытаскивать аватарку на разных ресурсах, включая этот.

    1. > Оффтоп: надеюсь, вёрстка будет подправлена — ужасно неудобно, когда так скочут размеры шрифта и пробелы между букв.

      У меня в Хроме и на смартфоне всё отлично выглядит. Ничего не скачет) Может у вас что в настройках?

      1. Нет, всё ок у меня. Проверил в вёрстке стили. Всё-таки там странно. Слишком много на странице текстов разного размера. В добавок к этому в добавлении комментария увеличен промежуток между букв в слове.

        Я, есличо, из эгоистических целей. Точно буду на этом ресурсе тусить и хочется бОльших удобств для глаза.

  4. Очень приятно снова читать Станислава. Коллеги с Киномании тоже потихоньку подтягиваются)

  5. Станислав, спасибо Вам, за возможность Вас читать.

    Все познается в сравнении ) Пока что-то есть, считаешь это обыденным и должным. Но стоит раз прочитать новоявленных рецензентов, как понимаешь, что родной язык это специализированный и очень точный инструмент в руках специалиста!

    PS. Не дифирамб ради пишу, просто наступило умиротворение после прочтения )

  6. Давно ждал фильм, но в кино выбрался только вчера, да и то на последний сеанс. Смотрели в одиннадцать часов вечера с женой одни в пустом зале. Шикарно, скажу я вам)
    По поводу фильма. Слова подобрать трудно. Отмечу, что давно такой туго натянутой струны в кино не встречал. В нескольких сценах (в частности, за столом — но не только) напряжение буквально руками можно пощупать.
    Фильм однозначно отправлю в коллекцию, как только выйдет.

  7. Фильм очень понравился! А особо внимательный зритель мог увидеть в начале фильма в окне (когда она собирала и паковала свои вещи) монстра из первой части Кловерфильда, который шагает по городу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *